Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования

Православный гуманитарный институт "Со-действие"

Без меня не можете творить ничесоже. (Ин. 15,5)

ВЫСТАВКА «СОХРАНЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ»


ГосннирПожалуй, в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике нет такой церкви, в которой не проводили бы работы сотрудники Института. В конце августа 2017 года в конференц-зале музея была открыта выставка «Сохранение древнерусской живописи. 50 лет сотрудничества с ГосНИИР», посвящённая работам выдающихся российских реставраторов средневековой живописи, тех самых, которые дали второе рождение фрескам Дионисия в Ферапонтовом монастыре, а также другим бесценным памятникам древнерусского искусства. В конце декабря специалисты и публика смогут увидеть эту выставку в Москве, в выставочном зале Института реставрации.
В разное время в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике работали О.В. Лелекова, Е.М. Кристи, В.В. Баранов, Н.Л. Ребрикова, Н.Г. Брегман, Ю.А.Рузавин, А.Н. Агарков, Д.С. Головкова и многие другие мастера реставрационного дела.
До сих пор продолжает вести реставрационную деятельность в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике Николай Георгиевич Брегман. Это ведущий специалист ГосНИИР, реставратор высшей категории, член Аттестационной комиссии по станковой, темперной живописи и декоративно-прикладному искусству, член Научно-методического совета Министерства культуры Российской Федерации. Он вспоминает, что именно их плеяда реставраторов работала «на местах», не увозя иконы из церквей: «Потому как бывали частые случаи, когда памятники древнерусского искусства после их реставрации просто не возвращали обратно».
Многие иконостасы проходили через руки реставраторов ГосНИИР. Насколько это был сложный и уникальный процесс, можно судить по материалам, представленным на выставке. Сотрудникам Государственного научно-исследовательского института реставрации всегда доверялось самое ценное. Так, в конце 90-х именно им было поручено проведение работ по реставрации росписей Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы (Музей фресок Дионисия). Эти росписи принадлежат к числу наивысших достижений древнерусской художественной культуры. В итоге комплексных исследований Института и применения принципов реставрации станковой живописи на памятнике с уникальной монументальной росписью была разработана и практически реализована методика реставрации и консервации с щадящими методами очистки поверхности красочного слоя.
Исследование и разработка методики консервации проводились в течение трёх лет. Красочный слой обследовался на лесах с помощью операционного стереомикроскопа. Было установлено, что определение аварийным состояние красочного слоя было признано из-за «меления». Такой подход к определению сохранности красочного слоя настенной живописи Дионисия оказался ошибочен, потому что меление является изначальным признаком темперной живописи на стене, которой завершилась работа мастеров росписи Ферапонтова. Укрепление производилось лишь на участках со следами деструкции, где красочный слой потерял связь с левкасом и его поверхность разрушена на заметную глубину.
О высочайшем уровне выполненных работ в Музее фресок Дионисия свидетельствует Государственная премия Российской Федерации 1999 года, полученная сотрудниками Института за работу в1998 году по реставрации росписей Дионисия. Такая оценка не случайна – когда за дело берётся настоящий профессионал, результат всегда положительный. Здесь же реставрационными работами руководила Ольга Владимировна Лелекова – реставратор, трудовая эпоха которой насчитывает не одно десятилетие!
«Наследие Ольги Владимировны Лелековой – велико! – подчеркнул генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Николаевич Шаромазов. – Её достижения очевидны и общепризнанны – прежде всего, по сохранению памятников православной древнерусской живописи, имеющих мировое значение. Два центральных проекта О.В. Лелековой, в которых она участвовала, как руководитель и непосредственный реставратор – это реставрация и последующее сохранение росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтове (объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года) и комплекс работ над иконостасом Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497 года). Уникальный цикл ферапонтовских фресок 1502 года потребовал в качестве подготовительного этапа консервации детальное изучение техники и материалов Дионисия. Научный метод О.В. Лелековой позволил достичь впечатляющих результатов при выполнении этой реставрации. При работе с иконостасом из Успенского собора, помимо собственно реставрации, был выполнен комплекс различных реставрационных действий (в том числе создание копий деисусного и праздничного рядов икон). Наряду с сохранением важнейшего памятника, результатом многолетней работы стал монументальный двухтомник, в котором подробно изложены результаты его исследования.
Многолетняя работа со средневековыми памятниками на территории Русского Севера была для О.В. Лелековой лишь частью постоянной реставрационной и научной деятельности. Как реставратор с уникальным опытом и знаниями, она участвовала в работе специалистов в различных городах Советского Союза и за рубежом: Филиппинах, Финляндии, Франции и Германии. Ольга Владимировна была активно публикующимся ученым, работавшим над разными вопросами изучения средневековой живописи и реставрации и участником множества международных конференций (Германия, Голландия, Ливан, Франция, Сербия, Болгария, Греция, Бельгия), автор около ста работ, приглашенный эксперт в ведущих музеях мира, например, Лувр. Её авторские методики практической реставрации ждут своих продолжателей, которые могли бы применить опыт и достижения О.В. Лелековой для сохранения древних живописных памятников, как в России, так и за рубежом».
На выставке можно увидеть не просто фотографии икон, которые были восстановлены в разное время, но и познакомиться с некоторыми аспектами современных подходов к сохранению художественно-культурного наследия древнерусских мастеров. Представлены фотоматериалы по истории исследования и консервации стенописи Дионисия; традиционная документация, обязательная при реставрации памятников, а также – новые формы, используемые при реставрации: макрофотографии, микро-съемка красочного слоя, дающая представление о палитре мастеров, современные формы цветной цифровой фотофиксации, большие по масштабу воспроизведения фрагментов живописи, недоступные взгляду обычного посетителя.

Открытие выставки состоится 26 декабря 2017 года в 16.00 в выставочном зале ГосНИИР в Доме Палибина (ул. Бурденко, 23). Выставка будет работать до 09 февраля 2018 года
Информация о выставке публикуется на сайте ГосНИИР http://www.gosniir.ru/ и на странице Института в Facebook


Посмотреть другие новости

Анонсы. События. Объявления.

16.01.2018 ВЫСТАВКА «СОХРАНЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ»
XXVI Международные рождественские образовательные чтения Международная конференция "Церковное искусство в XXI веке". ПРОГРАММА 23 января 2018 г.
02.01.2018 ВЫСТАВКА «СОХРАНЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ»
XXVI Международные рождественские образовательные чтения КОНФЕРЕНЦИЯ "Церковное искусство в XXI веке"
30.12.2017
Внимание! Книжная новинка: "Иконы в собрании Государственного Исторического Музея"
23.12.2017 ВЫСТАВКА «СОХРАНЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ»
ВЫСТАВКА «СОХРАНЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ"
21.12.2017 ВЫСТАВКА «СОХРАНЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ»
ВСТРЕЧА с Юлией Матвеевой 25 декабря 2017 г.
21.12.2017
ВНИМАНИЕ! Опубликовано РАСПИСАНИЕ ЭКЗАМЕНОВ зимней сессии
20.12.2017 ВЫСТАВКА «СОХРАНЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ»
Иконопись Оружейной палаты из частных собраний. ВЫСТАВКА
14.12.2017 ВЫСТАВКА «СОХРАНЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ»
ВЫСТАВКА «Древнерусское шитьё после реставрации в Центре имени Грабаря»
11.12.2017 ВЫСТАВКА «СОХРАНЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ»
Международный центр иконописи появится в Москве
05.12.2017 ВЫСТАВКА «СОХРАНЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ»
Выставка «Ростовская икона “Иоанн Предтеча, с праздниками”. Шедевр живописи XVI столетия»