Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования

Православный гуманитарный институт "Со-действие"

Без меня не можете творить ничесоже. (Ин. 15,5)

История института


                              История института «Со-действие»

Существующий уже почти двадцать лет институт дополнительного образования «Со-действие» начал свое существование с открытия золотошвейного отделения. К этому древнему мастерству в конце 90-х гг. был огромный интерес. Возрождалась иконопись и церковные ремесла, в храмах, нуждавшихся во всем, не было облачений, хоругвей, плащаниц, пелен на престол. П.О. Кондратьев, получивший от Отдела Религиозного Образования благословение и создавать курсы для взрослых, своего рода аналог института повышения квалификации в светском образовании, начал разрабатывать возможные учебные программы. В этот момент и произошло знакомство с группой мастериц, по своему почину занимавшихся золотным и лицевым шитьем. Несколько лет спустя, Петр Олегович с удивлением и благодарностью Богу за такое промыслительное стечение обстоятельств, говорил, что никогда не думал заниматься женским шитьем, но именно с него началось создание учебного заведения, занимающегося тем, в чем Петр Олегович был действительно знатоком: искусством. Никогда не вмешиваясь в работу мастерской, он, будучи талантливым педагогом и организатором, заботился о стройности общей программы обучения и методической правильности преподавания. Обучение древней вышивке потребовало теоретической и общехудожественной подготовки мастериц, а главное, введения богословских дисциплин. Из маленькой группы выросло отделение золотного шитья с программой обучения, рассчитанной на три года с последующей защитой диплома. С этого времени мастерская обрела свое лицо, выделяющее ее на фоне многочисленных работ других мастериц. Мастерская сосредоточилась на выполнении вещей с большим объемом лицевого шитья. Для разработки проекта каждой вещи привлекался иконописец, постепенно в совместной работе золотошвейного и иконописного отделения возникло такое взаимопонимание, что на каждом новом этапе решение принималось как заведующей кафедры шитья, так и кафедры иконописи. Работы мастерской не раз выставлялись на крупнейших выставках православного искусства и заслужили высокую оценку искусствоведов.

Скоро к золотошвейкам присоединилось отделение иконописи и церковной пластики. Церковную пластику возглавил талантливый скульптор, ныне покойный Петр Александрович Степанов. Знаток византийского искусства, участник археологических экспедиций, друг А.Н. Овчинникова, он находил исключительно интересные образцы для учебных и дипломных работ. Под его руководством студенты делали отливки с древних сосудов с изображением Спасителя и Божьей Матери, выполняли керамические иконы и деревянные складни с рельефами. Исключительно интересными были его лекции, где он показывал собственные слайды, сделанные в Каппадокии в труднодоступных горах в монастырях, где прятались от иконоборцев иконопочитатели. К сожалению, без него отделение захирело и скоро прекратило свое существование.

В 2005 году тогда еще курсы «Со-действие» нашли приют в храм вмч. Ирины в Покровском. В 2007 году Отдел катехизации, рассмотрев деятельность нашего учебного заведения, счел возможным переучредить курсы и присвоить им статус института. В институте заработали две иконописные мастерские, каждая со своим лицом. Первая под руководством О.Г. Клодт, вторая А.Д. Мысыка. За годы работы было выполнено много замечательных икон, которые демонстрировались на выставках. Было написано несколько иконостасов.

На отделении реставрации преподает Г.Е. Колодин, талантливый художник и щедрый учитель. Геннадий Евгеньевич охотно делится своими знаниями, под его руководством восстанавливались значительные и интересные иконы, пришедшие часто в весьма плачевное состояние.

В 2008 году в институт влились регентские курсы и возникло отделение церковного пения и регентования. Его возглавляет один из лучших московских регентов Е.С. Кустовский.

Знакомство с приходом храма вмч. Ирины и его жизнью обогатило институт новым отделением: прихожанин храма, врач психиатр М.Ю. Чернецов предложил открыть отделение православной психотерапии. Три года он собирал все больше слушателей и вел занятия, на которых рассказывал о различных заболеваниях и жизненных коллизиях. Он помогал людям, которые сталкивались с душевной болезнью, депрессией или алкоголизмом. В 2010 г. Михаил Юрьевич скоропостижно скончался, однако отделение выжило и даже приобрело качественно новый уровень. Нашлись два врача, работающие каждый в своей манере, предложили немного отличную программу. В итоге получился более разнообразный курс, в котором появились занятия по конкретным техникам психотерапии. А затем добавились и занятия со священником, на которых вопрос о душе, грехе, причинах и влиянии болезни освящался с токи зрения богословской антропологии.

В 2014 г. отошел ко Господу первый ректор института П.О. Кондратьев. К этому моменту все преподаватели уже отработали свои программы сжились со своей работой. Убежденные в том, что институт выполняет нужное и полезное Церкви служение, все общими усилиями закончили учебный год и сделали все, чтобы работа и обучение и впредь продолжалась.

Чтобы сохранить сложившийся маленький, дружный и очень профессионально работающий коллектив, исполнять обязанности ректора попросили Т.В. Кондратьеву. В настоящий момент решением учредителя она назначена ректором института. Много лет работая в институте, Татьяна Валерьевна хорошо знает программы, цели и задачи нашего учебного заведения. Мы рассчитываем с Божьей помощью продолжить служить Церкви и трудиться на ниве православного образования.

 

Памяти Петра Олеговича Кондратьева

Отделение золотного и лицевого шитья института «Со-действие»

Существующий уже почти двадцать лет институт дополнительного «Со-действие» начался с открытия золотошвейного отделения. К этому древнему мастерству в конце 90-х гг. был огромный интерес. Возрождалась иконопись и церковные ремесла, в храмах, нуждавшихся во всем, не было облачений, хоругвей, плащаниц, пелен на престол. П.О. Кондратьев, получивший от Отдела Религиозного Образования благословение и создавать курсы для взрослых, своего рода аналог института повышения квалификации в светском образовании, начал разрабатывать возможные учебные программы. В этот момент и произошло знакомство с группой мастериц, по своему почину занимавшихся золотным и лицевым шитьем. Несколько лет спустя, Петр Олегович с удивлением и благодарностью Богу за такое промыслительное стечение обстоятельств, говорил, что никогда не думал заниматься женским шитьем, но именно с него началось создание учебного заведения, занимающегося тем, в чем Петр Олегович был действительно знатоком — церковным искусством. Никогда не вмешиваясь в работу мастерской, он, будучи талантливым педагогом и организатором, заботился о стройности общей программы обучения и методической правильности преподавания. Обучение древней вышивке потребовало теоретической и общехудожественной подготовки мастериц, а главное, введения богословских дисциплин.  Из маленькой группы выросло отделение золотного шитья с программой обучения, рассчитанной на три года с последующей защитой диплома. Скоро к золотошвейкам присоединилось отделение иконописи и церковной пластики. С этого времени мастерская обрела свое лицо, выделяющее ее  на фоне многочисленных работ других мастериц. Мастерская сосредоточилась на вышивке вещей с большим объемом лицевого шитья.  Для разработки проекта каждого изделия привлекался иконописец, постепенно в совместной работе золотошвейного и иконописного отделения возникло такое взаимопонимание, что на каждом новом этапе решение принималось как заведующей кафедры шитья, так и кафедры иконописи.
Много лет кафедру золотного шитья возглавляла И.А. Кеслер. Если начинало отделение с достаточно простых орнаментальных мотивов и приемов шитья, то теперь работа над каждой вещью сопровождалась изучением музейных  облачений. Под руководством Ирины Андреевны кафедра значительно продвинулась в техническом совершенстве и иконописной сложности заданий. Были освоены различные способы пришивания жемчуга, канители, более сложные прикрепы золотной нити. То, что казалось верхом искусства в начале создания кафедры, учащиеся стали осваивать к третьему курсу. На сегодняшний день они могут выполнять очень сложные по техническому уровню работы. Многие приемы, освоенные в мастерской, и опытная мастерица не сможет воспроизвести без некоторой предварительной тренировки, без того чтобы приноровиться к необходимому натяжению нити, углу наклона иглы, длине стежка.
На кафедре было создано много замечательных работ: хоругви, священнические и архиерейские облачения, митры, литургические комплекты. Но самым значительным заданием мастерская всегда считала вышивание плащаниц. Им и в богослужении отводится совершенно особое место. Поэтому иконописный рисунок, цветовое решение, композиция – все должно быть в рамках православной традиции и канонов. За образец мастерская взяла одну из вершин древнерусского искусства – пелены и плащаницы, созданные в XVIв. в мастерской княгини Ефросинии Старицкой. Одна из работ мастерской – плащаница с Успением Божией Матери – была вышита только шелком с минимальным использованием золотных нитей. Главный акцент был сделан на цвете и точности воспроизведения иконописного образца. Работа над плащаницей «Положение во гроб» растянулась почти на 10 лет. На ней попробовали свои силы многие курсы, были отработаны и применены самые разные техники как шитья шелком, так и золотом. В отличие от Успенской плащаницы, в ней были использованы металлические нити: и серебряные, и золотые. Более того, золотошвейки поставили перед собой очень сложную задачу — использовать не только цвет шелка и блеск металла как золотой фон, но и возможности разной формы рельефа. В нимбах святых, в троне Божией матери, рипидах ангелов были использованы сложные настилы, чтобы передать возможности ювелирной работы золотом.
Лишь совсем недавно плащаница была завершена и нашла свой храм. Именно она и была в окончательном виде представлена на выставке в Новодевичьем монастыре. Завершение этой работы предшествовало и итогу трудов Петра Олеговича над созданием института.

 

Кондратьев П.О.  Предварительные рассуждения о современном церковном искусстве.

Кондратьев П.О. Современное иконоборчество