Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования

Православный гуманитарный институт "Со-действие"

Без меня не можете творить ничесоже. (Ин. 15,5)

«ПРИЯТНО ДЛЯ МЕНЯ ТРУДИТЬСЯ ДЛЯ ТЕБЯ…» Русская и европейская вышивка XIX века: ВЫСТАВКА


«ПРИЯТНО ДЛЯ МЕНЯ ТРУДИТЬСЯ ДЛЯ ТЕБЯ…»                               Вышивка 1
Русская и европейская вышивка XIX века: ВЫСТАВКА

Время проведения:
С 18 мая по конец сентября 2017 года

Интерьер ампирного садового павильона, в котором представлены образцы русской и европейской вышивки XIX, воссоздает антураж былой жизни русского дворянства. Вышитые картины были непременной частью украшения жилых помещений, как в городских особняках, так и загородных имениях.
Как известно, занятие вышивкой входило в обязательный круг навыков домашнего воспитания дворянина — рукоделию детей начинали обучать с малых лет. Вышивать умели все – и хозяйка, и ее дети, и слуги. С течением времени мастерицы совершенствовались в ремесле: одни пользовались специальными пособиями с узорами и образцами; другие сочиняли сюжеты самостоятельно. Был еще один способ — «снятие» копии из любимых книгсо значимых живописных произведений, недоступных для постоянного созерцания.

Вышивка 2В музейном собрании есть две большие вышивки на исторические сюжеты, образцами для которых послужили популярные среди современников полотна. Это «Петр I на Ладожском озере» с оригинала Карла Карловича Штейбена, картина которого на Парижском салоне 1812 года привлекла широкое внимание, как французской, так и русской публики, в результате чего в 1814-1818 годах на Парижской Королевской гобеленовой мануфактуре по заказу Наполеона I в подарок русскому императору Александру I был выполнен гобелен. Не менее сложная, но более уравновешенная и статичная композиция — «Битвы при Ваграме» — заимствована у прославленного французского художника Ораса Верне.

Вышивка 3Искусство рукоделия с многовековой историей не угасало в течение XIX столетия. Под влиянием общекультурных процессов, движений моды и смены стилей происходили естественные процессы смены художественных ориентиров и предпочтений. Яркими примерами вышивок эпохи историзма, выполненными в стиле «бидермайер» с неоготическими и ренессансными реминисценциями являются три полотна: «Украшение невесты» — переработка живописного произведения Августа Фердинанда Хопфгартена 1836 года; «Юный дворянин с ружьем» и «Юная дворянка с соколом» по оригиналам Генриха Виттиха 1834 и 1835 годов. Популярности последних немало способствовал отец художника – Людвиг Вильгельм Виттих, бывший известным берлинским издателем, печатавшим книги с шаблонами для рукоделия.

Вышивка 4Кстати, сюжетной основой большинства вышивок являлись подобные образцы, широко издававшиеся в Германии, Австрии, Франции и привозившиеся в Россию. Особенно легко такие шаблоны было использовать для так называемых «счетных» техник – вышивки крестом, полукрестом и бисером. На выставке представлены два подлинных листа, на одном из них к разлинованному в клеточку изображению собачки подверстано изображение шкатулки, на крышку которой и предлагалось поместить готовое изделие.
На выставке можно увидеть не только вышитые картины, но и бытовые повседневные предметы обихода: подсвечники, папки, шкатулки, каминные экраны, принадлежности для письма, домашних игр, охоты и отдыха – все они украшены вышивкой, что свидетельствует о широком распространении этого мастерства и искусстве рукодельниц. В период расцвета альбомной культуры прямо на бумажных страницах дамы вышивали венки, послания и небольшие сюжеты. Каждый такой пример представляет поистине ювелирную работу.

Традиционно вышивки использовались и в украшениях тканей, как для обивки мебели, так и для костюма. Исключительным экспонатом выставки можно считать отрез белого батиста, тонко и красиво расшитого мелкими цветами. Благодаря этому предмету можно проследить этапы создания женского платья в начале XIX века. Прежде чем кроить ткань, ее «отделывали» согласно модным тенденциям и вкусам заказчика — и безликий кусок белого полотна «превращался» в расшитую ткань, предназначенную для пошива какого-нибудь легкого прогулочного или бального платья. И не всегда процесс подготовки ткани заканчивался готовым изделием. Долгий поиск фасона, модели, рисунка и цвета в итоге формировал индивидуальное решение костюма, придавал неповторимость каждому туалету.

Среди вышитых изделий в музейном собрании есть несколько особо ценных мемориальных предметов. Это сумочка для рукоделия, принадлежавшая кн. Вере Федоровне Вяземской, жене известного литератора и друга А.С. Пушкина; бархатный воротничок со стеклярусом Ольги Сергеевны Павлищевой, родной сестры поэта; воротнички и пелеринки Веры Александровны Нащокиной, жены ближайшего друга А.С. Пушкина; портмоне декабриста Матвея Ивановича Муравьева-Апостола, вышитое ему в подарок сестрами.

С развитием искусства рукоделия осваивались новые материалы, использовались и комбинировались разные техники работы сообразно вкусам и умениям мастериц. В собрании музея есть не только очень популярные вышивки крестом и полукрестом (гобеленовым швом), бисером, гладью, но и уникальное в своем роде настенное панно с выпуклыми цветами в помпезной вазе. Оно выделяется в общем ряду жанровых и исторических сюжетов и портретов, композиций с цветочными венками и домашними животными. Исполнительница панно – «Мадам Т. Захарова». Она сочетала в своей работе несколько приемов объемной вышивки шелковыми и серебряными нитями, синелью. Включенные в общую картину лепестки цветов из почти прозрачной газовой ткани придают произведению не умозрительную, а реальную глубину и объем, также как и листья из пушистых нитей синели. Их концы немного подкручены, чем напоминают движение живых растений. Стремление к натурализму, естественности является важным компонентом общего замысла. Каждому объекту в композиции отведена своя роль. И только знание языка и символов цветов может помочь разгадать заложенный в ней смысл.


Посмотреть другие новости