Православный гуманитарный институт "Со-действие"

Учреждeние Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной Церкви

Конференция «Древнерусское шитье — история и современность»


12-14 октября 2018 г. Санкт-Петербург

Покровские академические чтения

научно-практическая конференция «Древнерусское шитье — история и современность».

Выставка современного церковного шитья: «Возвращение  к истокам. Воспоминание о Музее древнерусского искусства Академии художеств».

Программа:

12 октября, пятница

Молебен и торжественное открытие выставки. 

Приветственные слова: 

Михайловский С.И. , ректор Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры, действительный член РАХ, член Президиума Совета при президенте РФ по культуре и искусству.

Бобров Ю.Г., проректор по научной работе, зав.кафедрой реставрации живописи, доктор искусствоведения, профессор, художник-реставратор.

Мудров А.Ю., директор Научно-исследовательского музея при РАХ, член-корр. РАХ.

Архимандрит Александр (Федоров), настоятель храма Св. влкмц. Екатерины в Академии художеств, кандидат богословия, кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского  академического института живописи, скульптуры и архитектуры.

Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря  Санкт-Петербургской епархии.

Кондратьева Т.В., ректор Православного гуманитарного института «Со-действие».

Син Н.В., старший преподаватель кафедры церковного шитья ПСТГУ, художник-реставратор по тканям, художник декоративно-прикладного искусства, магистр ДПИ, член Союза художников России.

Катасонова Е.Ю., руководитель Санкт-Петербургской мастерской «Убрус», член Союза художников России, гл. ред. журнала «Убрус».

ВльковаТ.Р., руководитель сектора традиционного текстиля Российского научно-исследовательского института им. Д. С. Лихачева, руководитель студии традиционного костюма «Русские начала». 

Казарина В. Б., директор научного архива РАХ, кандидат искусствоведения, член Союза художников России, руководитель мастерской древнерусского шитья Константино-Еленинского женского монастыря «Покров».

Доклады:

  1. Залесская В.Н. доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Гос.Эрмитажа, Санкт-Петербург.            Фрагменты византийского шитья в собрании Эрмитажа. 
  2.  Матвеева Ю.Г., кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна  и изобразительного искусства Харьковского национального университета городского хозяйства им. Бекетова. Харьков, Украина.                   Храм  как шатер в византийском искусстве.
  3. Пуцко В.Г., зам.директор по научной работе Калужского обл. художественного музея. Калуга. Лицевое церковное шитье XIII-XVI вв. на Руси: иконография и композиционные схемы.
  4. Лепшина Л.А., хранитель Софийского собора. Великий Новгород.                                                                 Крест с омофора из древнего некрополя Софийского собора.
  5. Катасонова Е.Ю., руководитель золотошвейной  мастерской «Убрус», член Союза художников России, гл. ред. журнала «Убрус», член Союза художников России.  Санкт-Петербург.                              Новгородское шитье XV века.
  6. Туминская О.А. доктор искусствоведения, зав. сектором эстетического воспитания Государственного Русского музея. Санкт-Петербург.     Лицевое шитье блаженных.
  7. Гребенникова Д.А., канд. искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского государственного института культуры , доцент кафедры общественных дисциплин  и истории искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица.  Санкт-Петербург.      Воздух Акилины Бутурлиной  из ризницы Псково-Печерского монастыря. К вопросу об атрибуции памятника.
  8. Пивоварова Н.В., канд. искусствоведения , ведущий научный  сотрудник отдела древнерусского  искусства Государственного русского музея.  Санкт-Петербург.   К истории организации музея христианских  древностей Академии художеств.                                                                                                 Перерыв                                                                                                                                                                            Экскурсия по храму Св. влкмц. Екатерины в Академии художеств.
  9. Мастер-класс студии «Русские начала».                                                                                                    Валькова Т.Р., руководитель сектора традиционного текстиля Российского научно-             исследовательского    института им. Д. С. Лихачева, руководитель студии традиционного костюма «Русские начала»,мастер традиционного костюма. Москва .  Шитье на швейке. Традиционная техника вышивки «сажение  по бели».

  10.  Климова  О.Н., сотрудник сектора   сектора традиционного текстиля Российского научно-             исследовательского    института им. Д. С. Лихачева, руководитель студии традиционного костюма «Русские начала»,мастер традиционного костюма. Москва.  Русские традиционные швы. 

  11.   Денисова М.Е. , член союза художников России. Москва.  Презентация книги : «Предметы декоративно-прикладного искусства  в ризницах церквей Московской епархии по метрикам 1886-1887 гг.»
  12.  Джиоева  А.Р., канд историч. наук., научный сотрудник отдела Библиотеки Российской Академии наук.                                                                                                                                                                              Подковырова В.Г., канд. филол. наук, снс, главный хранитель рукописного отдела Библиотеки Российской Академии наук. Санкт-Петербург.  Неопубликованные стать А.П. Лебедянской  1920-1930-х годов о древнерусском шитье. 
  13. Скрипкина В.П., искусствовед, мастер лицевого шитья, Храм Св. влкмц., Екатерины в Академии художеств. Санкт-Петербург.     Перспективы развития церковного шитья.  
  14.  Мастер-класс ПГИ «Со-действие»                                                                                                           Девятова И.А., преподаватель золотного и орнаментального шитья ПГИ «Со-действие». Москва.  Византийский шов.  
  15.  Захарова Е.П., студентка IV курса отделения золотно-лицевого шитья ПГИ «Со-действие». Москва.  Годуновский шов. 

13 октября, суббота

  1. Волкова В.Е., художник-реставратор тканей 1 категории Костромского филиала ВХНРЦ им. Акад. И.Э.Грабаря. Кострома.                                                                                                                                              Орлова К.Н., научный сотрудник Костромского филиала ВХНРЦ им. Акад. И.Э.Грабаря. Кострома.  Реставрация древнерусского шитья в  Костромском филиале ВХНРЦ им. Акад. И.Э.Грабаря.
  2. Заварина Е.Н., художник-реставратор  ВХНРЦ им. Акад. И.Э.Грабаря, аспирант Гос. института искусствоведения. Москва.          Копия -реконструкция  греческого омофора по сохранившемся археологическим  деталям из погребения Арсения Элассонского кон. XIV-XVI веков.
  3. Смоленчук Е.В., художник-реставратор тканей 2 категории , член Союза художников России, преподаватель факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург.           О реставрации памятников церковного шитья XIX- начала XX века для последующего богослужебного использования. 
  4. Шубина Т.Г., канд. историч. наук, зав.отделом хранения драгоценных металлов и тканей Государственного музея истории религии. Санкт-Петербург.     Лицевое шитье в России в XVII- начале XX  веков. По материалам Государственного музея истории религии.
  5. Безуглова С.Г., м.н.с. одела хранения драгоценных металлов и тканей Государственного музея истории религии. Санкт-Петербург.     Образцы лицевого шитья Школы народного искусства нач. XX века. 
  6. Некрасова-Каратеева О.Л., доктор искусствоведения, профессор, зав. каф. Художественного образования  и декоративного искусства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заслуженный деятель искусств РФ. Санкт-Петербург.                             Современное церковное шитье как феномен русского искусства.
  7. Кутейникова Н.С., канд. искусствоведения,  профессор кафедры русского искусств  Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, заслуженный деятель искусств РФ, Член-корр. Российской Академии художеств. Санкт-Петербург.              К истории  Санкт-Петербургской мастерской «Убрус». 
  8. Маслова Г.А., майор юстиции в отставке. Новокузнецк.  К вопросу об авторском праве в церковном искусстве. 
  9. Дремлюга О.Б., зав. кафедрой золотно-лицевого шитья ПГИ «Со-действие». Москва.    Презентация покрова на мощи прп. Трифона Вятского Чудотворца.
  10. Хребина Т.В., канд. искусствоведения.  Санкт-Петербург.       Пелены мастерской Отделения лицевого шитья Иконописной школы при Московской духовной академии.
  11. Казарина В.Б., канд. искусствоведения, директор Научного архива Российской академии художеств, член Союза художников России. Санкт-Петербург.     К тридцатилетнему юбилею  мастерской древнерусского шитья «Покров».
  12. Амирова М.М., мастер лицевого шитья,член Союза художников России, преподаватель Воскресной школы храма Царя страстотерпца Николая II  в  Южном Чертаново. Москва.          Опыт исполнения литургического комплекта  и обоснование приемов его исполнения.
  13. Холоднова Е.В., канд.техн. наук, доцент кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство), профессор ПСТГУ.                                                                        Галкин А.В., аспиран ткафедры материаловедения и товарной экспертизы Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство). Москва.    Разработка конструктивно-технологического решения фелони с отрезными деталями.
  14. Холоднова Е.В., канд.техн. наук, доцент кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство), профессор ПСТГУ.                                                       Галицкая М.В., магистрант ПСТГУ. Москва.    Особенности процесса изготовления монашеской мантии.
  15. Коваленко А.Н., зав. швейной мастерской Свято-Троицкой Александро-Невской лаврыСанкт-Петербург.         Современное церковное облачение.
  16. Иванова А.А., историк, научный сотрудник Научного архива Российской академии художеств. Санкт-Петербург.   Опыт создания авторского церковного облачения на основе исторических образцов.