Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования

Православный гуманитарный институт "Со-действие"

Без меня не можете творить ничесоже. (Ин. 15,5)

Выступление П.О.Кондратьева в МГУ


                                    Православная психотерапия и социальная работа на приходах.
                                                    Выступление Петра Олеговича Кондратьева в МГУ.
 Сегодня я хотел бы сказать о той точке, в которой зачастую сходятся православная миссия,социальная деятельность и катехизация на приходах. Мы знаем, как часто к священнику на приходе обращаются люди или их родственники с алкогольной, наркотической зависимостью, прихожане и их близкие с психическими расстройствами, психологическими проблемами, требующими профессиональной коррекции. Недавно ко мне подошел социальный работник одного из приходов, он профессиональный врач терапевт, и спросил: что мне делать, поделитесь опытом: ко мне приходит человек с психическим расстройством, из больницы его выписали, дали справку, он объясняет, что в больнице и лекарств необходимых не хватает, и питание оставляет желать лучшего. Этот человек обратился за помощью в Церковь, как последнюю инстанцию. Еще одна история из личного опыта. У нас при Храме вмц. Ирины работал кабинет Душепопечения. Звонит женщина, по всему наш пациент, но ее больше интересует не лечение, а будут ли ее отчитывать, врач или священник — все равно. В этом месте я должен сделать небольшое отступление. История душепопечения в государстве и церкви имеет достаточно непродолжительную историю. Так, во Франции долгое время король лично решал, кто душевно больной, а кто нет. У нас и Европе по большей части психически нездоровых людей  относили к бесноватым (не считая особого подвига юродства). В 19 веке наши православные врачи использовали удивительно простую форму определения болезни. В 6 стаканов наливалась святая вода и только в один простая. Истинно бесноватый безошибочно по несколько раз выбирал стакан с простой водой. Есть множество примеров из дореволюционной практики, когда психиатрия преподавалась не только в медицинских учебных учреждениях, но в том числе в семинариях и духовных академиях. Основатель Российской психиатрии Сергей Сергеевич Корсаков был вхож в православные учебные заведения. Многие его последователи, православные врачи были репрессированы за годы советской власти. Тем не менее, традиции не пресеклись. Примером тому может служить научная судьба профессора Дмитрия Евгеньевича Мелехова, который в начале пятидесятых годов был директором Московского НИИ психиатрии. Он открыто исповедовал Православие. Всем известна его книга «Психиатрия и основы душевной жизни». Теперь вернемся к приходским проблемам. Из тех, кто обращается на приход за помощью, воцерковленных людей, значительно меньше. Поэтому мы будем говорить, прежде всего, о проблемах, тех, для кого борьба с болезнью или зависимость – это и первый шаг доверия к Церкви. Ведь проблема таким людям видится в том, что, обращаясь к врачам специалистам, они боятся попасть на некий «учет» и в результате оказаться лишенными социальных прав. Здесь важен первый шаг и работа телефона «доверия», за который отвечает социальный работник. Ведь пьющий человек, как правило, не хочет лечиться и причащаться. Но если лечение начинается, то оно должно быть комплексным. Медикаментозное и психотерапевтическое лечение ущербно без регулярной исповеди и причастия. А значит, лечение сочетается с катехизацией. А миссионер, действующий в своем округе, может параллельно выявлять неблагополучные семьи, требующие заботы как социальной, так и врачебной. Опять-таки хочу напомнить, что последнее время отечественная наркология продолжала разрушаться. Появились негосударственные наркологические предприятия. Их основной задачей являлось вытеснение официальных лечебных учреждений из сферы помощи страждущим с целью монополизации «рынка» профессиональных услуг. Нужно ли говорить, что силы были явно неравными! В конечном итоге мы получили то, что имеем на сегодняшний день. Аналогично сложная ситуация и в коммерциализованной психиатрии и психологии. Больные алкоголизмом и их родственники обращаются за помощью (за редким исключением) только в организации, разрекламированные в газетах. Услуги, предлагаемые этими организациями, сводятся исключительно к «выводу из запоя» (т.н. очисткам) и «кодированию».  «Кодирование» при этом не следует понимать как один метод. Здесь можно попасть к последователям А.Р. Довженко, к «кодирующим» с помощью электричества, имплантирующим препарат «Эспераль» и т.д. и т.п. В качестве средства вывода из запоя обычно используют внутривенные капельные инфузии. Они оказывают на пациента магическое психотерапевтическое воздействие. В 400 миллилитровую склянку «врач» (чаще всего интерн или ординатор) с таинственно-серьезным видом вводит препараты из нескольких ампул и ставит капельницу. Содержимое капельницы известно только ему самому. Как правило, туда входят наиболее дешевые и несовременные лекарства, например, пирацетам вместо мексидола. Чаще всего «лечение» заканчивается на этом этапе, до следующего запоя. Если же после этого проводится «заключительное лечение алкогольной зависимости, то оно сводится к «кодированию». Примечательно то, что «кодирование» не требует от больного никакого напряжения душевных и духовных сил, мобилизации личности, самодисциплины. Человек в процессе данной манипуляции пассивен, открыт для внушений любого характера. Единственной сдерживающей от пития силой является животный страх перед тяжкими телесными недугами и даже смертью, внушаемой гипнотизером. Рано или поздно страх побеждает «установку» и больной вновь начинает пить, а потом опять купировать запой, кодироваться и так до самой смерти. Нам представляется такой подход к лечению явно противоречащим православному мировоззрению. Пьянство и алкоголизм в своем развитии проходят стадии греха, порока и страсти, каждая из которых нуждается в помощи со стороны священника и врача-психиатра. Почему психиатра? Да потому, что алкогольная зависимость развивается как осложнение психических расстройств: депрессии, генерализованной и пароксизмальной тревоги, реакции на потерю близких и многих других. Поэтому становится очевидным, что избавиться от следствия (зависимости) не устранив причины невозможно. Поэтому крайне важно взаимодействие приходских священников и врачей для возвращения доверия к профессиональной медицине, с одной стороны, и повышения эффективности борьбы с алкогольной угрозой с другой. Таким образом, наш взгляд на современного социального работника, значительно шире, чем на помощника малоимущим или пожилым людям. Там, где возможно он действует вместе с катехизатором или миссионером. Чем отличается работа с пациентами на приходах от работы в светских учреждениях? Православный социальный работник-психотерапевт — это специалист, умеющий обратиться к Богу таким образом, что проблемы врачуемого разрешаются через его душу. В основе христианской антропологии, на которую должен опираться социальный работник, лежит учение об образе Божием в человеке. Неверно включать в основы христианской антропологии также и учение о грехе – это есть дополнительная, а не основная христианская идея о человеке. В католической и протестантской догматике, являющейся отправной точкой всех современный психиатрических и психологических западных школ, делается кардинальная ошибка в антропологии – именно в том, что учение об образе Божием в человеке не только ставится в том же плане, что и учение о первородном грехе, но и отодвигается, по существу, в тень. Православное сознание исходит по существу в понимании человека из глубокого чувства его ценности. Радость о человеке, живое ощущение образа Божия в нем, благословение бытию в нем открывающемуся – это пасхальное восприятие света и добра в Православии так сильно, что в нем тонет даже грех и ложь. (проф. В. Зеньковский). Вспомните слова прп. Серафима, которыми он приветствовал гостей: «Радость моя!». Здесь было бы уместно привести пример из жизни трех людей. Как вы знаете известный русский поэт начала 19 века Константин Батюшков в расцвете лет тяжело заболел. Он никого не узнавал, был практически невменяемым. Его друзья решили проверить, что подействует на него умиротворяюще. Отслужили всенощную в его доме, самого поэта оставили в соседней комнате. Батюшков во время службы чувствовал себя хорошо. Потом он 4 года лечился в Германии, был признан безнадежным. Его отправили под опеку родственников в Вологду. Здесь он мог целыми дня стоять, смотря безучастно в окно. Часто родственники приглашали в дом священника служить обедницу. Потом в дни своего день рождения и именин Батюшков начал приглашали священника служить молебен. Постепенно забота родственников, и домашние богослужения сделали свое дело. Поэт каждый день самостоятельно проделывать пеший путь от свой квартиры до Спасо- Прилуцкого монастыря. Регулярно причащался. По свидетельству очевидцев к концу жизни в 1855 году,  Батюшков пережил Пушкина, Лермонтова, Гоголя, он узнавал близких, читал книги, рисовал, радовался, видя изданными свои сочинения.Следующий пример — неутешительный диагноз Ф. М. Достоевского. Писатель был болен эпилепсией в сочетании с аутизмом. Однако духовная жизнь, чтение Священного Писания, искреннее воцерковление писателя, совершили чудо. К концу жизни Достоевский был достаточно здоров и совершенно избавился от припадков. И третий пример – граф Лев Толстой. Человек по всему здоровый. Мы знаем историю духовного пути великого русского писателя. Но мало кому известно, что современники отмечали постепенную деградацию личную и умственную Толстого. А к концу жизни у него появились эпелиптоидные припадки. Кстати сказать, последний уход писателя из дома, очень похож на поведение эпилептика, зачастую не помнящего, зачем он куда-то отправился. Эти примеры нам важны для утверждения в значимости церковных таинств  при выздоровлении страждущего человека. Но и медикаментозное лечение ни в коем случае не отменяется. Пренебрежение медициной заканчивает иногда крайне печально. Пример из приходской практики: Молодой человек несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. Его лечили в больнице и достаточно успешно. Но вот у него произошло обращение к Богу. Он начал ходить в Церковь. Через какое-то время батюшка, узнав о его проблемах. Сказал: Все, никаких лекарств, исповедь и причастие каждую неделю. Через две недели молодого человека не стало. Вот почему сегодня актуальна и желательна объединенная работа миссионеров, катехизаторов и социальных работников, подкрепленная навыками православной психотерапии. Такой социальный работник должен обладать следующими навыками: основами частной психопатологии (умением распознавать симптомы — признаки различных психопатологических состояний) — диагностикой наиболее часто встречающихся болезней психиатрического и наркологического профиля, — пониманием базисных принципов лечения: фармакологического (по возможности) и психотерапевтического психических расстройств и зависимостей, — умением распознавать различные формы негативного воздействия на человека (в т.ч. непсихотерапевтического) со стороны представителей тоталитарных сект и псевдомедицинских, мимикрированных под православные организаций; — осуществлять помощь клиру в пастырской, миссионерской  и катехизаторской деятельности, разоблачении и противодействии антиправославной активности псевдорелигиозных организаций; — умением вести работу с подростками, вышедшими из колоний и специальных воспитательных заведений; — осуществлять психологическую,адаптационную и иную поддержку молодежи, попавшей в кризисную ситуацию. — осуществлять душепопечительскую деятельность среди военнослужащих,и сотрудников внутренних дел. Вот какой социальный работник нужен сегодня если не на каждом приходе, то хотя бы в благочинии.
Кондратьев Петр Олегович

Анонсы. События. Объявления.

17.10.2018 Выступление П.О.Кондратьева в МГУ
Конференции "Древнерусское шитье - история и современность" в Санкт-Петербурге. Итоги
09.10.2018
Занятие на отделении академического рисунка и живописи. ВИДЕО
04.10.2018 Выступление П.О.Кондратьева в МГУ
Внимание! Книжная новинка. " Вязь в литургических комплектах лицевого шитья XV-XVII вв."
02.10.2018 Выступление П.О.Кондратьева в МГУ
Древнерусское шитье - история и современность. КОНФЕРЕНЦИЯ в Санкт-Петербурге
02.10.2018 Выступление П.О.Кондратьева в МГУ
"Век ради вечного". ВЫСТАВКА отреставрированных шедевров из российских музеев в Центре им. Грабаря
26.09.2018 Выступление П.О.Кондратьева в МГУ
ПРОГРАММА курса "Пошив церковных облачений"
25.09.2018 Выступление П.О.Кондратьева в МГУ
Внимание! Набор учащихся на ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ по специальности: "Орнаментальное и золотное шитье"
21.09.2018 Выступление П.О.Кондратьева в МГУ
Внимание! Прием учащихся на отделение по ПОШИВУ ЦЕРКОВНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ
18.09.2018
Внимание! РАСПИСАНИЕ занятий на I семестр 2018-2019 учебного года
14.09.2018
Внимание! РАСПИСАНИЕ на первый день занятий 18 сентября 2018 г.