Православный гуманитарный институт "Со-действие"

Учреждeние Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной Церкви

Библиотека. Золотное и лицевое шитье.


В данном разделе — библиографический список литературы,  рекомендуемой для студентов  для изучения по предмету  золотное и лицевое  шитье:

  1. Вишневская И.И. Жемчужное шитье на Руси.-М: Изд-во Московского Кремля,2007.-62 с.

Жемчуг на протяжении многих столетий был одним из самых распространенных и любимых материалов декорирования  на Руси.Автор рассказывает о хранящихся в Музеях Московского Кремля уникальных памятниках шитья, украшенных жемчугом. Предназначенные для оформления различных светских придворных церемоний и торжественных богослужений в кремлевских соборах , они демонстрируют особенности использования жемчуга на Руси, несут на себе черты официального художественного вкуса.

    2. Вишневская И.И. Драгоценные ткани.-М: Художник и книга, 2007.- 180 с.

Альбом рассказывает о коллекции драгоценных тканях Музеев Московского Кремля, привезенных из Ирана, Турции, Италии, Франции, Китая в XVI-XVII веках. Из них были сшиты царская одежда ,разнообразные предметы церковных церемоний, парадного интерьера, храмового убранства, архиерейского облачения и другие памятники. Автор подробно характеризует особенности ткацкого производства, различные виды тканей, описывает пути их проникновения на Русь.

    3. Маясова Н.А. Древнерусское лицевое шитье : Каталог. Музеи Московского Кремля.- М: Красная площадь, 2004.- 496 с.

Каталог представляет собой первую научную публикацию собрания древнерусского лицевого шитья Музеев Московского Кремля, одного из интереснейших видов средневекового искусства, главную роль в котором играли женщины. В каталог вошло сто восемьдесят произведений XIII-  начала  XVIII в.  За исключением царских барм и воинских знамен , они предназначались для богослужения. Это плащаницы, воздухи, покровцы, хоругви, покровы на гробницы, пелены, облачения духовенства, представляющие огромную художественную и историческую ценность. В каталоге дается исчерпывающее описание произведений. Благодаря вкладным надписям  и архивным документам, автору удалось точно атрибутировать  ряд предметов, определить многих художников-знаменщиков, выделить более двадцати мастерских лицевого шитья. Каталогу сопутствует большая вступительная статья, раскрывающая  историю развития этого искусства в России. Издание представляет интерес не только для искусствоведов, историков, музейных сотрудников и реставраторов, но и для современных мастериц шитья и всех читателей , любящих отечественную культуру.

     4. Барнден Б. Вышивка:Энциклопедия.- М: Арт-Родник, 2003.-256 с.

В энциклопедии представлены более 200 цветных фотографий швов, начиная с крестика и тамбурного шва до накладных швов и мережки. Подробно описана техника выполнения каждого  шва. Описание всех швов снабжено фотографиями и поясняющими рисунками. Книга представляет собой основополагающий справочник для вышивальщиц, желающих усовершенствовать свое умение и дополнить работу новыми техниками.

     5. Круглова А.Р. Золотошвейное рукоделие великокняжеских и царских мастерских XV — XVI вв. -СПб: Коло, 2011.-287 с.

Связанные с именами представителей знати , их молитвенными прошениями к святым, произведения древнерусского шитья дают широкое представление о культуре и быте Древней Руси, творчестве художников,  рукоделии мастериц,традиционном укладе жизни. Данное научное издание впервые рассматривает памятники великокняжеских и царских светлиц в качестве источников по истории, собственно истории культуры Древней Руси в период ее расцвета. Исследовательский интерес автора направлен прежде всего на самих создателей шитых произведений, уклад их жизни, систему ценностей, человека описываемой  эпохи.  Для историков, искусствоведов, и всех интересующихся традициями Древней Руси.

   6. Манушина Т.М. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея.- М.,1983.

      7. Братко Ю.П. Лицевое шитье и антиминсы в собрании Переславского музея-заповедника /Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музе-заповедник  -М: Северный паломник, 2015.- 216 с.:ил.

Книга представляет собой научный каталог коллекций лицевого шитья и антиминсов, хранящихся в собрании  Переславского музея. каталог состоит из 2 частей  и включает в себя 29 памятников лицевого шитья и 27 антиминсов. Коллекция шитья представлена покровами покровами, литургическими комплектами, и предметами священнеческих облачений,  выполненными в светличных мастерских  Бутурлиных, Милославских, Гурьевых, а также рядом работ неизвестных мастериц. Каталогизированные антиминсы отпечатаны с досок 1690- 1866 гг. подписаны в первой половине XVIII- нач.  XX в. Каталог предваряет краткая история формирования коллекций. В каталожной части содержится полное описание  каждого предмета с указанием его происхождения. 

     8. Казарина В.Б. Древнерусская орнаментика на подвесных пеленах XVI века.- СПб: Изд-во КультИнформПресс, 2014 .-224 с.:ил.

Орнаментальное древнерусское шитье — область, еще мало исследованная , и для большинства наших современников является лишь обрамлением лицевого. Для человека Средневековья, весь мир которого было наполнен тайными символами собеседования с Богом, узор являлся скорее закодированным посланием , а не просто украшением.  В данной книге в доступной форме исследуется сакральное и символическое значение орнаментального убранства , в первую очередь подвесных пелен, их предназначение в храмовом интерьере и богослужебной практике, определяется место в древнерусском декоративно-прикладном искусстве. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся древнерусским искусством.

9. Белогорская Р.М., Гордеева О.Г. Персидские и турецкие ткани XVI-XVIII веков в собрании Исторического музея.- М.:Издательство ГИМ, 2015.-256 с,ил. 

Серия «Золотой фонд исторического музея» открывается первой публикацией коллекции персидских и турецких тканей XVI-XVIII вв. Уникальное собрание ГИМ включает восточные ткани, широко бытовавшие в России вплоть до Петровского времени, — бархатные ковры-полавочники, стенные завесы, шелковые церковные облачения, женскую и мужскую светскую одежду. Почти все предметы происходят из коллекции П.И. Щукина, которую он в 1905-1912 гг. передал Москве. Технологический анализ образцов тканей выполнен реставратором М.А. Кузнецовой. Автор каталога и вступительной статьи – Р.М. Белогорская, многолетний хранитель коллекции привозных тканей. Публикация подготовлена ведущим научным сотрудником отдела тканей и костюма О.Г. Гордеевой. Издание адресовано специалистам и всем, кто интересуется историей прикладного искусства.