Православный гуманитарный институт "Со-действие"

Учреждeние Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной Церкви

Музейная практика


С 6-8 ноября 2016 г. студенты и преподаватели отделения золотного и лицевого шитья выезжали на студенческую практику в Суздаль.
«В пятницу, с большим интересом осмотрели Успенский и Дмитриевские соборы во Владимире, поклонились Боголюбской иконе Божьей Матери в Боголюбово, вечером этого дня мы были уже в Суздале. Основная цель поездки — музейная практика в «Золотой кладовой» в Спасо-Евфимиевом монастыре. Это не просто просмотр музейной экспозиции, а детальное и тщательное изучение экспонатов. Золотошвейкам очень важно увидеть памятники шитья не только в репродукциях, но и в оригинале. Мы работали в зале с уникальными памятниками лицевого и золотного шитья XVI-XVII вв., где выставлены: покровы на св. мощи преп. Ефросинии Суздальской, 1526-1542 г, конец 17 в., мастерская Соломонии Сабуровой; покров на св. мощи свят. Феодора, епископа Суздальского, 1581 г., мастерская Евдокии Старицкой; покров на св.мощи св. Иоанна, епископа Суздальского, 1578, мастерская Евдокии Старицкой; покров на св. мощи прп. Козьмы Яхромского, конец XVI в., мастерская Ирины Годуновой; покров на св. мощи св. князя Георгия Всеволодовича, 1645 г., царицынская мастерская; пелена Спас на Убрусе, XVI в., покровцы и воздухи.
Надо отметить, хорошие условия в музее для наших занятий : во-первых шитье представлено в специальных горизонтальных витринах или в слегка наклонном положении, что позволяет рассмотреть объекты, и кроме того, такое положение шитой вещи обеспечивает ее сохранность. Во-вторых, освещение: шитье освещено мягким светом, достаточным чтобы различить детали, в-третьих, для лучшего рассмотрения покровов, фигуры святых воспроизведены на специальных подсвеченных вертикальных щитах с указанием данных атрибуции. И что особенно важно для золотошвеек — нам разрешили фотосъемку, что бывает довольно редко в музеях, поэтому пользуясь такой возможностью, мы постарались сделать снимки каждого фрагмента.
Но самое главное что требовалось выполнить от каждого из нас — детальное описание объекта: размеры, использованные материалы, особенности сохранности, техники, цвета. Весь материал, в последующем, требует обработки: изучение записей и фотоснимков, выполнение зашивок, чтобы масксимально точно воспроизвести технику средневекового шитья. Исследованный материал дает нам представление о работе мастерских 16-17 вв.. Находясь в музее мы были искренне рады тому что встретились с такими уникальными памятниками; поражает высочайшая техника, совершенное владение материалами: шелком и золотом, удивительное колористическое решение: мягкие и теплые тона; иконописный рисунок и композиция.
К сожалению, времени оставалось мало, к тому же — ранние сумерки, но мы успели посетить Суздальский Кремль и в воскресенье пошли на утреннюю службу в Покровский монастырь. Уезжали с желанием что надо обязательно приехать в Суздаль еще не один раз; осмотр памятников архитектуры, знакомство с экспозициями, практическая работа в музее — очень важная составляющая в обучении студентов искусству золотного и лицевого шитья.»

IMG_1743 — копия IMG_1746 IMG_1747 IMG_1749