Православный гуманитарный институт "Со-действие"

Учреждeние Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной Церкви

Золотое и лицевое шитье


 

Наша работа. Июль 2018 г.

      

 

      

 

Как проходит обучение на нашем отделении

К нам приходят учиться люди с разной мотивацией: кто-то с желанием просто научиться красиво вышивать, кто-то с неопределенным желанием, что душа требует чего-то прекрасного, кто-то хочет благоукрасить свой храм. Приходят люди разного возраста и с разным уровнем знаний, навыков и умения в рукоделии, независимо от его вида, кто-то вообще начинает «с нуля», но основную часть поступающих на наше отделение составляют люди, которые объединены стремлением послужить на благо православной церкви.
Обучение на отделении золотного и лицевого шитья проходит по специальной программе, которая сформировалась за долгие годы практической и методической работы. Но для всесторонней подготовки будущего мастера, грамотно работающего в области церковного искусства,
необходимо кроме специальности изучать теоретические общехудожественные и богословские дисциплины, а именно: историю византийского и древнерусского искусства, историю орнамента, орнаментальный рисунок, композицию, цветоведение, иконописный рисунок, богословие иконы, литургику.
Практическое обучение специальности осуществляется на базе профессиональной мастерской института.

Программа:
Курс по специальности разбит на три основных годичных цикла с последующей защитой дипломной работы:
1 год обучения: Золотное и орнаментальное шитье. На данном этапе изучаются различные техники шитья золотом «в прикреп»; шитье с применением декоративных материалов: жемчуга, канители, бити и т.д., а также основы шитья атласной глади.

phoca_thumb_l_scan0007 phoca_thumb_l_scan0005  phoca_thumb_l_scan0002  phoca_thumb_l_scan0020
Начиная со второго семестра, студенты вовлекаются в практическую работу мастерской, т.е. начинают шить на больших работах. В конце второго семестра, в качестве курсовой работы студенты создают законченное изделие: закладку, конструктивные элементы для митры, дароносицы и т.д.
2 год обучения: Шитье шелком, шитье в сочетании с другими техниками. На данном курсе изучаются приемы шитья личного, начиная с миниатюр и кончая ликами средних форм. Для приобретения навыков шитья и отработки техник, освоенных на 1-ом курсе, обязательна студенческая практика: шитье в мастерской. В качестве зачетных работ на 2-ом курсе студентами предъявляются: в конце 1-го семестра –образ святого в миниатюре; в конце 2-го семестра –вышивка ликов среднего размера святых угодников на заготовках к запроектированным работам.

  phoca_thumb_l_scan0028 phoca_thumb_l_scan0033  4_4poruchblue  IMG_0793  
3 год обучения: Изучение шитья ликов крупных размеров. Обязательная студенческая практика. На третьем курсе начинается подготовка к дипломной работе: разработка рисунка, техник, подбор материалов и т.д. В качестве индивидуальной работы в конце года студенты сдают два вышитых лика крупного размера на заготовках к будущим проектам.

4horugvrachil  2_horugvspas  1horugvbm  2 4857
4 год обучения: Выполнение дипломной работы.
Дополнительно студенты отделения изучают специальные дисциплины: история древнерусского шитья и курс крашения нитей и тканей.
Важной составляющей в образовании является изучение исторических артефактов, с этой целью предусмотрена музейная практика: студенты посещают музеи, где представлены памятники средневекового церковного шитья.

Основной педагогической задачей кафедры является обучение золотному и лицевому шитью и возрождение церковной вышивки не только как ремесла, но как особого рода церковного искусства, требующего от специалиста хорошей искусствоведческой и богословской подготовки. 

По окончании учебы выпускники получают диплом (для лиц имеющих высшее или специальное образование). Выпускники могут работать в художественных мастерских, воскресных школах, православных гимназиях.

Из истории золотного и лицевого шитья:  шила и вышивала для своего дома каждая женщина Древней Руси. Шитье церковных «пелен» считалось делом Богоугодным. Вменялось в подвиг, если женщина «по вся нощи пребывала в мольбах… и в пяличном деле». В царских, боярских светлицах, в монастырских мастерских создавались удивительные произведения — плащаницы, пелены, хоругви — вещное воплощение молитвы мастерицы. Хорошие мастерицы высоко ценились. Так, Иоанн Грозный забирал вышивальщиц во дворец от опальных бояр.Обучение мастерицы длилось около семи лет. Не удивительно, что мастерская собиралась годами. Царицыны светлицы в Кремле после польской интервенции смогли восстановить свою численность с 15 до 80 мастериц только за 60 лет! Ведь вышивальщица должна владеть не только технологическими ремесленными навыками золотного и лицевого шитья. Она должна была понимать место вещи в Храме, богослужении, исходя из его внутреннего, сакрального смысла, глубокого осмысления церковной символики, линии, цвета, сюжета изображения. Недаром за образец для исправления богослужебных книг во время реформы патриарха Никона был взят текст Символа Веры, вышитый на саккосе. Мы есть ВКонтакте.

ЖИЗНЬ КАФЕДРЫ 2018 год …

МУЗЕЙНАЯ ПРАКТИКА

                                                               ПРЕПОДАВАТЕЛИ КАФЕДРЫ

 

Дремлюга                       Jpeg                            IMG-20171009-WA0016

Дремлюга О.Б.,                              Девятова И.А.,                                   Качалова О.А.,

зав. кафедрой                                 преподаватель                                   преподаватель

                           


            Р
аботы учебной мастерской кафедры «Золотного и лицевого шитья»       

                     Облачения    Хоругви     Плащаницы   Литургичеcкие комплекты    Митры     Иконы

           Работы профессиональной мастерской «Золотного и лицевого шитья»

                                                                             

 

 ВЫ можете заказать в нашей мастерской  священнические или архиерейские облачения, митры, хоругви, литургические комплекты,  плащаницы и иконы.