Православный гуманитарный институт "Со-действие"

Учреждeние Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной Церкви

Статья П.О. Кондратьева Современное иконоборчество


Современное иконоборчество

П.О.Кондратьев

 Казалось совсем недавно, в начале поста, мы праздновали «Торжество Православия». Как мы помним, этот праздник связан с победой Вселенской Православной Церкви над иконоборчеством. Отцы 7-го Вселенского собора так заповедали нам чтить икону: «Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, поклоняющийся иконе, поклоняется ипостаси изображенного». И действительно, целуя икону, мы прикладываемся к доске с красками, но воздаем поклонение не ей, а тому, кого она являет. В этом смысле икона есть проводник или посредник между видимым и невидимым миром. С одной стороны, доска – чувственно осязаемая реальность, а с другой — невидимая, умозримая реальность. Преподобный Максим Исповедник пишет: « Для обладающих [духовным] зрением весь умопостигаемый (духовный) мир представляется таинственно отпечатленным во всем чувственном мире посредством символических образов……». Но иконоборчество есть и в современном мире. Его можно разделить на два направления:

 Первое – представляет модернизацию иконы, второе – модернизацию обучения иконописанию. Чтобы было понятно, приведем самый простой и вопиющий пример модернизации иконы. Это могло бы даже показаться смешным, если б не было так грустно. На Украине появилась футбольная икона. Мы не рискуем предложить в газете это кощунственное изображение. На этой псевдоиконе изображена Божия Матерь указывающая на футбольное поле с надписью УЕФА 2012, и Богомладенец, держащий в руках футбольный мяч. Благословить икону прибыл епископ Украинской Греко-Католической Церкви Николай (СИМКАЙЛО) и священник Украинской Православной Церкви (Киевского Патриархата). В интервью журналистам Преосвященный Николай отметил, что данная икона носит знаковый характер и показывает видение конкретного человека на событие проведения Евро-2012 через призму своего христианского сознания. «Отмечаю, что ереси в данной иконе не нахожу и поэтому пришел благословить замысел двух инициативных людей … Конечно, для нас это есть нечто новое и вызывает внимание, но в целом замысел этого проекта хороший» — сказал епископ. Обнадеживает в этой истории одно – это не НАШ епископ и не НАШ священник, т.е. не из Русской Православной Церкви. НО рано радоваться! На Успенском подворье в поселке Сосновый Бор под Санкт-Петербургом настоятель решил расписать монастырский храм так, чтобы, по его словам, здесь было «весело и позитивно». Любой здравомыслящий человек про такую роспись скажет: что это напоминает детские рисунки или мультипликацию. Другого мнения придерживает игумен Ростислав и художник. «Что здесь не так? Мы где-то не соблюли канон!? Ну да, это отличается от средневековых фресок, но ведь не всю же жизнь копии штамповать!?»- отвечает на недоуменные вопросы игумен. Спросили художника: « Вы раньше занимались иконописью?» Он ответил: «Нет, но базовые познания я, разумеется, имею». Таким образом, медленно и «верно» мы движемся к изображению на иконе таких образов, какими сначала нас поражали в живописи кубисты, супрематисты, сюрреалисты и пр. Сегодня проблемы, связанные с иконой, напрямую связаны с нашей культурной идентичностью, нашим языком, в том числе богослужебным. Эти проблемы оказались глубоко пересекающиеся. Там где идет борьба с языком, русским языком, церковнославянским языком, там идет и борьба с церковным искусством. А последние события в храме Христа Спасителя еще и показывают, куда ведет эта борьба. Скоро искусством будут объявлять любую хулиганскую выходку. Это такое прикрытие. Напакостил где-нибудь, и заявляешь: «Это инсталляция, вы ничего не понимаете в современном искусстве»… Это уже не просто диалог художественных взглядов, а это борьба со всей нашей культурой.

 Второе направление иконоборчества связано с обучением. В том, что оно подвержено модернизации виноваты и мы с вами. Современный человек хочет все получить побыстрее. Пройти краткосрочные курсы, ускоренно освоить секреты ремесла и т.д. В результате повсеместно появляются коммерциализованные иконописные школы. В угоду запросу «православного потребителя» в них обещают за два-три месяца научить тому, чему на Святой Руси учились годами с благоговением и трепетом, а главное – с послушанием. Потребительское отношение автоматически сказывается на качестве. А потом мы перживаем за дурновкусие на церковных прилавках.… Еще одна беда прокралась в обучение – сектантство. Есть один очень известный принцип, по которому определяются оккультные и сектантские образовательные программы. Это если вас предлагают учить, воспитывать, образовывать и лечить одновременно! Предлагает ли система нечто, без чего поумнеть нельзя? Предлагает система улучшить память, воображение и внимание одновременно? Если вам говорят: пишите икону, медитируйте над ней и прочее – бегите оттуда без оглядки, даже если эти «учителя» сидят при каком-нибудь храме.

 Ученье – свет. Поэтому учитесь. Пишите иконы или другие картины. Но относитесь к этому вдумчиво, с духовным трезвением и Пасхальной радостью о Воскресшем и преобразившемся Господе!