Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования

Православный гуманитарный институт "Со-действие"

Без меня не можете творить ничесоже. (Ин. 15,5)

Конференция «Деятельность церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы»


XVIII Рождественские чтения.Конференция «Деятельность Церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы»

Доклад 1. Формирование динамической модели взаимодействия приходского священника и социального работника по защите от алкогольной угрозы населения.

Докладчик: Кондратьев П.О., ректор Православного гуманитарного института «Со-действие» Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

По нашему глубокому убеждению, формирование динамической модели взаимодействия приходского священника и социального работника по борьбе с алкогольной угрозой возможно только при наличии у последнего профессиональных навыков в области православной психотерапии.
Есть множество примеров из дореволюционной практики, когда психиатрия преподавалась не только в медицинских учебных учреждениях, но в том числе, в семинариях и духовных академиях. Основатель российской психиатрии Сергей Сергеевич Корсаков был вхож в православные учебные заведения. Многие его последователи, православные врачи были репрессированы в годы советской власти. Тем не менее, традиции не пресеклись. Примером тому может служить научная судьба профессора Дмитрия Евгеньевича Мелехова, который в начале пятидесятых годов был директором Московского НИИ психиатрии. Он открыто исповедовал Православие. Многим известна его книга «Психиатрия и основы душевной жизни». Не так давно отмечалось 100-летие со дня рождения этого выдающегося русского ученого. Из названия книги сразу видно, что профессор Мелехов следовал учению святых отцов о трехсоставности человека: дух, душа и тело. И врач, и священник понимают этот принцип, но и условность этого деления. Потому что в человеке нельзя жестко вычленить дух, душу и тело, все в нем взаимосвязано, взаимопроникает. Если врач психиатр не видит этого единства, его подход ущербен. Если он сознательный атеист, то получается фрейдизм. Фрейд был не просто атеистом. Он был антихристианином. Он пытался всячески обосновать вредность христианского мировоззрения.
Недавно в Московской Духовной академии, в Свято-Тихоновском университете появилась учебная дисциплина, связанная с проблематикой пастырского душепопечения. Но ей отводилось в учебном плане всего 72 часа. Это время за которое максимум можно пойти пропедевтику на очень поверхностном уровне.
В 2007 году в православном гуманитарном институте «Со-действие» создано отделение «Православной психотерапии» (душепопечения). Срок обучения здесь 3 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю вечером. К учебе допускаются лица, имеющие письменную рекомендацию священника РПЦ, высшее или среднее специальное медицинское образование, иное высшее образование по результатам собеседования. Общий объем учебной нагрузки более 800 часов.
В результате прохождения спецкурса слушателям предоставляется возможность овладеть следующими знаниями и навыками (выделю только профильные нашему докладу): основами общей психопатологии (умением распознавать симптомы — признаки различных психопатологических состояний), основами диагностики наиболее часто встречающихся расстройств психического и наркологического профиля, пониманием базисных принципов фармакологического, психотерапевтического и других способов лечения психических расстройств и зависимостей.
Почему нужна такая серьезная подготовка?
Сейчас в нашей стране существуют целые регионы, пораженные алкоголизмом. Особенно в тех местах, где нет церквей, даже не осталось спортивных клубов и спортивных площадок. Нет работы. Нет возможности себя реализовать. Человек начинает искать выход. От полнейшей безысходности он впадает в депрессию. А депрессия является главной проблемой в психиатрии. Начинается все с пьянства, а заканчивается тяжелым алкоголизмом. И здесь нужны объединенные усилия православной церкви и специалистов в области психиатрии. К слову сказать, преподаватели и учащиеся нашего института приняли участие в общероссийской конференции врачей психиатров совместной со 2-ым Восточно-Европейским конгрессом психиатрии. В рамках конференции прошел семинар «Взаимодействие специалистов при оказании наркологической помощи». На семинаре с докладом «Русская православная церковь и алкогольная угроза» выступил Петр Олегович Кондратьев, содокладчик – преподаватель нашего института Георгий Спартакович Савов. Доклад был воспринят аудиторией положительно, и оказался единственным, удостоенным аплодисментов. В заключительных прениях он был особенно отмечен организаторами, как позитивный шаг в сотрудничестве наркологических медицинских и церковных учреждений. В официальных материалах конференции опубликованы тезисы наших преподавателей (Кондратьева П., Чернецова М, Савова Г, Будай Н.) отражающие основные направления научной и учебно-методической деятельности института.
Вторая проблема видится в том, что люди, обращаясь к врачам специалистам, боятся попасть некий «учет» и в результате оказаться лишенными социальных прав. Хотя, на самом деле, больных, находящихся на первой стадии не так много и обращаемость их на первой стадии зависимости невелика, не говоря уж об обращаемости родственников.
Здесь важен первый шаг и работа телефона «доверия», за который отвечает социальный работник. Ведь пьющий человек, как правило, не хочет лечиться и причащаться. Но если лечение начинается, то оно должно быть комплексным. Медикаментозное и психотерапевтическое лечение ущербно без регулярной исповеди и причастия.
Об эффективности такого взаимодействия свидетельствует практика Православного института «Со-действие».
У нас часто просят консультировать лиц, страдающих алкогольной зависимостью. Более 70% людей, обративших за помощью, в настоящее время не употребляют алкогольные напитки. Около четверти из них одновременно бросают табакокурение, причем цели такой перед собой первоначально не ставят. Потом с благодарностью идут молиться Богу, за то, что Он дал им возможность избавиться от печальной участи алкоголика. Они становятся хорошими, ревностными, послушными христианами, регулярно причащаются святых Христовых тайн, живут полноценной духовной жизнью.

Доклад 2. Опыт лечебной работы с людьми, страдающими алкогольной зависимостью, на базе Православного гуманитарного института «Со-действие».

Докладчик: Чернецов М. Ю. (врач психиатр, психотерапевт), научный сотрудник МНИИП, заведующий отделением Православной психотерапии (душепопечения) Православного гуманитарного института «Со-действие» Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Борьба с алкогольной угрозой помимо духовного имеет, разумеется, и медицинский аспект. В так называемый советский период отечественной истории существовала более или менее отлаженная система сдерживания распространения пьянства и алкоголизма, плохо поддерживающаяся и слабо контролируемая государственными структурами. Однако, ее роль и опыт нельзя игнорировать, хотя бы частично. После завершения т.н. антиалкогольной кампании фундаментальные принципы борьбы были пересмотрены в пользу тотальной алкоголизации населения России. Были ликвидированы лечебно-трудовые профилактории, алкогольные напитки в широчайшем ассортименте заполнили прилавки магазинов. Фактически появилась угроза эпидемического распространения алкогольной зависимости, которая в настоящее время полностью реализовалась.
Параллельно с этими изменениями отечественная наркология продолжала разрушаться. Появились негосударственные наркологические предприятия. Их основной задачей являлось вытеснение официальных лечебных учреждений из сферы помощи страждущим с целью монополизации «рынка» профессиональных услуг. Нужно ли говорить, что силы были явно неравными! В конечном итоге мы получили то, что имеем на сегодняшний день.
Больные алкоголизмом и их родственники обращаются за помощью (за редким исключением) только в организации, разрекламированные в газетах. Услуги, предлагаемые этими организациями, сводятся исключительно к «выводу из запоя» (т.н. очисткам) и «кодированию». «Кодирование» при этом не следует понимать как один метод. Здесь можно попасть к последователям А.Р. Довженко, к «кодирующим» с помощью электричества, имплантирующим препарат «Эспераль» и т.д. и т.п.
В качестве средства вывода из запоя обычно используют внутривенные капельные инфузии. Они оказывают на пациента магическое психотерапевтическое воздействие. В 400 миллилитровую склянку «врач» (чаще всего интерн или ординатор) с таинственно-серьезным видом вводит препараты из нескольких ампул и ставит капельницу. Содержимое капельницы известно только ему самому. Как правило, туда входят наиболее дешевые и несовременные лекарства, например, пирацетам вместо мексидола. Чаще всего «лечение» заканчивается на этом этапе, до следующего запоя.
Если же после этого проводится «заключительное лечение алкогольной зависимости, то оно сводится к «кодированию». Примечательно то, что «кодирование» не требует от больного никакого напряжения душевных и духовных сил, мобилизации личности, самодисциплины. Человек в процессе данной манипуляции пассивен, открыт для внушений любого характера. Единственной сдерживающей от пития силой является животный страх перед тяжкими телесными недугами и даже смертью, внушаемой гипнотизером. Рано или поздно страх побеждает «установку» и больной вновь начинает пить, а потом опять купировать запой, кодироваться и так до самой смерти.
Нам представляется такой подход к лечению явно противоречащим православному мировоззрению. Пьянство и алкоголизм в своем развитии проходят стадии греха, порока и страсти, каждая из которых нуждается в помощи со стороны священника и врача-психиатра. Почему психиатра? Да потому, что алкогольная зависимость развивается как осложнение психических расстройств: депрессии, генерализованной и пароксизмальной тревоги, реакции на потерю близких и многих других. Поэтому становится очевидным, что избавиться от следствия (зависимости) не устранив причины невозможно.
Но на этом пути имеются препятствия, проистекающие из т.н. «стигматизации» отечественной психиатрии. Здесь нужно, в первую очередь, «благодарить» наследие советской психиатрической науки: злоупотребления в политических целях, необоснованные принудительные госпитализации, ограничение прав больных. Поэтому крайне важно взаимодействие приходских священников и врачей для возвращения доверия к профессиональной медицине, с одной стороны, и повышения эффективности борьбы с алкогольной угрозой с другой.
В ГПИ «Со-действие» на базе прихода храма святой великомученицы Ирины с 2007 г. реализуется программа лечения пациентов, страдающих алкогольной зависимостью, проводится прием пациентов, окормляемых настоятелем и пациентов по предварительной записи.
Организовано отделение душепопечения, готовящее выпускников по специальности «православная психотерапия».

 

Анонсы. События. Объявления.

16.01.2018 Конференция «Деятельность церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы»
XXVI Международные рождественские образовательные чтения Международная конференция "Церковное искусство в XXI веке". ПРОГРАММА 23 января 2018 г.
02.01.2018 Конференция «Деятельность церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы»
XXVI Международные рождественские образовательные чтения КОНФЕРЕНЦИЯ "Церковное искусство в XXI веке"
30.12.2017
Внимание! Книжная новинка: "Иконы в собрании Государственного Исторического Музея"
23.12.2017 Конференция «Деятельность церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы»
ВЫСТАВКА «СОХРАНЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ"
21.12.2017 Конференция «Деятельность церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы»
ВСТРЕЧА с Юлией Матвеевой 25 декабря 2017 г.
21.12.2017
ВНИМАНИЕ! Опубликовано РАСПИСАНИЕ ЭКЗАМЕНОВ зимней сессии
20.12.2017 Конференция «Деятельность церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы»
Иконопись Оружейной палаты из частных собраний. ВЫСТАВКА
14.12.2017 Конференция «Деятельность церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы»
ВЫСТАВКА «Древнерусское шитьё после реставрации в Центре имени Грабаря»
11.12.2017 Конференция «Деятельность церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы»
Международный центр иконописи появится в Москве
05.12.2017 Конференция «Деятельность церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы»
Выставка «Ростовская икона “Иоанн Предтеча, с праздниками”. Шедевр живописи XVI столетия»